Александр Щипцов, руководитель Государственной службы морского и речного транспорта Украины, стал обвиняемым по делу о масштабных хищениях государственных средств. В течение прошлой недели Нацполиция провела ряд обысков по делу "Госгидрографии". Были вручены подозрения руководителю ведомства Александру Щипцову и его отцу, тоже Александру Анатольевичу Щипцову в организации хищения государственных средств в особо крупном размере. По сообщениям СМИ, речь идет о растрате 24 млн грн.
Источник в Нацполиции сообщил "ДС", что бывшее руководство ГУ "Госгидрография" при заказе тендеров на услуги по ремонту кораблей использовало ряд подставных участников и победителя тендерных закупок, результатом чего стало присвоение государственных средств в особо крупных размерах.
Так, победителем по трем тендерным закупкам на общую сумму более 24 млн грн обманным путем была определена фирма со штатом из одного сотрудника, у которой, к тому же, не было никаких производственных или ремонтных помещений, а также штата для проведения заказанных за государственные средства работ.
По одному из эпизодов проходит геологическое судно "Маяк", которое по документам было полностью отремонтировано, но следователи обнаружили его полностью ржавым, стоящим на стропилах в сухом доке безо всяких признаков ремонта (на фото).
Как нам удалось узнать у операторов рынка речных перевозок на условиях анонимности, еще с 2015 года нелегальные тарифы на регистрацию маломерного судна с мотором мощностью до 75 лошадиных сил составляли 400 грн, мощностью до 150 лошадиных сил уже 1500 грн. И так далее — чем выше — тем больше.
По мнению подсчитавших оборот этой схемы журналистов, которые основывались на количестве зарегистрированных в мае 2015 года судов, данная комбинация принесла ее организаторам за месяц чуть меньше 700 тыс грн. Причем начальником Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте, которая и занимается регистрацией судов, на тот момент как раз и был Александр Щипцов.
Однако, через некоторое время карьера чиновника немного пошатнулась, но осталась коммерчески успешной. Уже в 2018 году он работает Начальником управления административных услуг "Укрморречинспекции". Новая курируемая схема оказалась еще заманчивее. При регистрации судна в Украине положено вносить в бюджет немаленькие обязательные платежи.
Так вот, стоимость многих судов при регистрации занижалась, после чего половина от сэкономленного оказывалась в кармане добрых администраторов. Причем бизнес шел настолько успешно, что уже летом того же 2018 года Александр Щипцов претендует и выигрывает нелегкую борьбу за должность начальника важного морского ведомства — "Госгидрографии".
Этой победой Александр Щипцов безусловно достигает уровня своего отца, тоже Александра Щипцова — который ранее также руководил подобными ведомствами. А до этого много лет возглавлял "Национальное агенство морских исследований и технологий при КМУ", работал замминистра транспорта, председателем "Укрморречфлота", начальником "Инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков", начальником "Госфлотинспекции" и руководителем "Госгидрографии".
И как минимум, наличие столь долгого пути в морской профессии объясняет, как Александру Щипцову-младшему удается удерживаться на значимых постах в отрасли при любых потрясениях в Киеве и Мининфраструктуры.
Интересно также посмотреть, где именно сейчас проводит реформы молодой представитель прославленного морского клана. И почему результаты этих усилий приходится спасать от прокуроров резким переходом в политическую плоскость с целью обеспечить себе ореол борца с агрессором. Который как многие полагают в нашей стране — оберегает от всяких мелких неприятностей, вроде обвинений в коррупции и финансовых махинациях.
Итак, что же могло заставить шефа Александра Щипцова "Госгидрографии" сделать крен в политику? Ни журналисты, ни прокуроры об этом еще не написали. Но традиционные схемы учреждения— отлично видны в системе госзакупок "Прозор". Ведь ведомство занимается разработкой и печатью мореходных карт, а также обеспечивает огромную инфраструктуру навигации по морям и рекам Украины.
На первый взгляд, разобраться в происходящем непросто, когда структура закупает какие-то предметы и услуги, ценность которых тяжело определить.
Однако тут же происходит текущий, даже не капитальный ремонт служебного помещения для проживания смотрителей маяка по цене квартиры в Киеве. То есть по цене — по которой теоретически можно было построить помещение для проживания.
Таким же образом в "Госгидрографии" происходит и закупка такого понятного товара —как дизельное топливо и бензин. На период покупки цена на АЗС на солярку — около 27 грн за литр, на бензин — около 30,3 грн за литр. Но структура платит 12 с лишним миллионов гривен покупая литр топлива по 30,7 грн. После чего возникает вопрос, куда пошла разница, а также скидка за крупный опт в 10 - 20% от цены всей партии?
Зато приведенные факты, как бы исчерпывающе и отвечают на вопрос, почему в сети последний подробный отчет о деятельности "Госгидрографии" вы можете найти только за 2016 год.
И тогда учреждение заработало 459 млн грн и потратило в привычной манере 327 млн грн. То есть и сегодня расходы "Госгидрографии" составляют сотни миллионов гривен на обслуживание офисов, баз по всей стане, шести десятков судов и прочего. И учитывая прежние достижения Александра Щипцова на руководящих должностях, каждую из этих экзотических закупок надо разбирать отдельно и по винтикам. Чем, вероятно, прокуроры скоро и займутся.Редакция будет следить за развитием событий.