RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

Дариус Закараускас: побег по-литовски

Как успешный европейский топ-менеджер применяет украинские практики в управлении бизнесом

Как успешный европейский топ-менеджер применяет украинские практики в управлении бизнесом Фото: pixabay.com

Если компания планирует сомнительные операции, либо может оказаться под следствием, реальным владельцам лучше выйти из бизнеса и поставить на свое место "фунта". Эту традиционную украинскую практику начинают перенимать и компании с иностранными учредителями. Недавний скандал вокруг поставок вагонов из России фирмой, учрежденной литовцами, показывает, что "правильные" европейские менеджеры вполне усвоили местный "украинский колорит".

Привлечение экспатов для управления местным бизнесом - традиционная практика для многих компаний, особенно если материнская фирма находится за границей, и на месте нужен человек, способный говорить с хозяином на одном языке. Однако иногда топ-менеджеры создают собственные "подсобные" бизнесы, через которые проворачивают не совсем легальные схемы, потенциально весьма интересные для правоохранительных органов, а иногда и вовсе граничащие с вопросами национальной безопасности.

Эта история о широко известной в узких кругах компании "Альфара", которая занимается скупкой в России подержанных и аварийных вагонов и их поставкой под заказ клиентов в Украине. СМИ писали ранее, что ее услугами, например, могла пользоваться компания Kernel Андрея Веревского, и другие грузоотправители, заинтересованные в максимальном снижении стоимости логистики без учета влияния такой дешевизны на безопасность перевозок.

Согласно открытым данным, компания основана в октябре 2017 года, ее директором и бенефициарным собственником на сегодняшний день значится некто Павел Подолян. Однако 16 июня 2020 года бенефициаром предприятия стал гражданин Литвы Дариус Закараускас. Ему принадлежала доля в 51% компании. Вторым бенефициаром (48%) значился Павел Подолян через грузинскую "PSPCapital".

Закараускас находился в этом статусе недолго - до 13 октября 2020 года, всего три месяца. Однако за этот период компания попала в один из самых громких скандалов на рынке железнодорожных перевозок - ввезла более 1900 подержанных вагонов из России в обход прямого запрета Кабмина. Произошло это, как считают следователи, по сговору с руководством "Укрзализныци". Среди прочих, причастным к схеме называют члена набсовета "УЗ", также гражданина Литвы Адомаса Аудицкаса. И его, и Закараускаса считают приближенными к экс-министру экономики Айварасу Абромавичусу.

Специалист по металлам и банкам

Кто такой Дариус Закараускас? Официально в Украине он представляет интересы компании "BGS Rail". BGS расшифровывается как Baltic Ground Services. Это структурное подразделение крупной международной компании Avia Solutions Group известного литовского предпринимателя Гедеминаса Жемялиса. Она занимается наземным обслуживанием, обустройством инфраструктуры аэропортов, и даже принимала участие в строительстве четвертого аэропорта Москвы - "Жуковский". За что местные СМИ клеймили Жемялиса едва ли не агентом российских интересов. А правительство заморозило его инвестиции в аэропорт Вильнюса, посчитав их угрозой национальным интересам Литвы.

СМИ писали, что только став министром экономики в Украине, Абромавичус лоббировал интересы BGS на украинском рынке авиатоплива. В 2016-17 гг. компания ввезла его в Украину на 1,8 млрд. грн. Службой безопасности Украины открыто уголовное производство №22016160000000374 от 01.11.2016 года по причине разворовывания авиатоплива в аэропорту Одесса при участии Baltic ground services.

Кроме того, у фирмы были интересы и в вопросе передачи ей в концессию / обслуживание государственных аэропортов, в первую очередь, "Борисполя" и "Львова". К слову, в конце 2020 года СМИ снова заговорили о возможном заходе балтийцев на "Борисполь". Но теперь уже через уголовное дело, якобы инспирированное НАБУ против руководства аэропорта с подачи члена набсовета "BGS Rail" - бывшего спецпредставителя США по вопросам урегулирования конфликта на Донбассе Курта Волкера. Журналисты утверждают, что Абромавичус и Жемялис - это одноклассники. О близких отношениях Абромавичуса и Волкера также известно из прессы.

С одной стороны, Дариус Закараускас - обычный европейский топ-менеджер с незапятнаной репутацией. Согласно официальной справке на сайте BGS Rail, в 2000 году он получил степень бакалавра экономики энергетики в Каунасском технологическом университете, после чего в том же университете поступил в магистратуру по специальности финансы. С 2004 по 2011 год Закараускас занимал руководящие должности в компаниях в Боснии и Герцеговине, например, в Birac AD, которая занималась производством алюминия. С 2012 года компания в процессе банкротства. В июле 2006 года Закараускас перешел на должность главы правления компании Rudnik Boksita (бокситовые рудники) в Сребенице, где проработал до 2011 года. С 2007 по 2011 год - работал в компании ALUMINA директором.

В 2011 году Закараускас переезжает в Россию, в Ростов-на-Дону. В биографии указано, что он до 2014 года был генеральным директором "Капиталбанка". Однако местные СМИ указывали, что должность называлась "директор административного департамента". Впрочем, это была формальность: Закараускас в числе целого ряда других литовских предпринимателей был одним из ключевых акционеров ростовского финучреждения (около 20% акций). Литовцам не удалось удержать банк на плаву и в 2016 году Центробанк России отозвал его лицензию.

В 2014 году Закараускас переходит на нынешнее место работы - в структуры Avia Solutions Group сначала в качестве заместителя Директора по развитию бизнеса, а затем в качестве гендиректора в украинской компании BGS Rail. Изредка комментирует для профильных СМИ вопросы грузоперевозок.

Вопросы без ответов

До лета 2020 года Закараускас вообще неприметен ни для медиа, ни для органов власти. До тех пор, пока он не становится частью схемы по ввозу подержанных вагонов из России через компанию "Альфара". Зачем ему понадобилось становиться мажоритарным бенефициаром фирмы всего на три месяца и именно на период, когда была провернута крупная афера с вагонами? Почему, как только стало известно о готовящемся уголовном производстве (Нацполиция, согласно судебным материалам, открыла дело 3 ноября 2020 года), он тут же вышел из состава участников компании? Возможно, дело в том, что Закараускас должен был в этот момент представлять не свои интересы, а интересы других, более влиятельных литовцев?

Интересно, что в материалах дела как звенья схемы фигурируют не только "Альфара", но и "BGSRail", и "PSPCapital". Таким образом, как бы Дариусу Закараускасу не хотелось уйти от "справедливого наказания" за участие в схеме, ему это вряд ли удастся. Впрочем, вполне вероятно, что этот уголовный процесс прольет свет не только на отдельные махинации топ-менеджмента фирм, ввозивших на территорию Украины подержанные вагоны, но и в целом раскрутит клубок интересов, которые имеет в нашей стране условная группа литовских "реформаторов" во главе с Айварасом Абромавичусом. К слову, до недавнего членом набсовета государственного "Ощадбанка" от имени государства.

Читайте також