RU  UA  EN

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Суспільство

Луценко и Богдан: оппозиционеры под соевым соусом

Подробности участия экс-генпрокурора и экс-главы ОП в деле о рейдерстве соевой фабрики "Каховка Протеин-Агро"

Подробности участия экс-генпрокурора и экс-главы ОП в деле о рейдерстве соевой фабрики "Каховка Протеин-Агро" Фото: Апостроф / Колаж

Как "положить" старейший банк, отжать соевую фабрику, спасти от Интерпола друзей Могилевича, а затем обвинить президента в нечестности и отсутствии патриотизма: опыт экс-глав ГПУ и ОПУ.

Необычное банкротство

14 декабря исполняется ровно год с момента признания неплатежеспособным "Мисто банка". Историю ликвидации одного из старейших украинских финучреждений, основанного в 1992 году, уместно вспомнить по двум причинам.

Во-первых, потому что история эта не была традиционным для украинского финансового рынка банкротством. Ведь не было заметно, чтобы "Мисто банк" "пылесосил" вклады населения, или выводил привлеченные средства через кредиты связанным структурам. Не списывал сотни миллионов с корреспондентских счетов в западных банках и не перегонял в офшоры полученное рефинансирование. Факторами, которые "положили" банк, мог стать физический захват одного из активов – соевой фабрики "Каховка Протеин-Агро" в Новой Каховке стоимостью около 300 млн грн, также позиция НБУ, который решил не учитывать актив в капитале банка, несмотря на незаконченные судебные разбирательства и на уголовные дела, открытые по факту захвата банковского актива.

Во-вторых, историю ликвидации "Мисто банка" стоит вспомнить потому, что два отставных чиновника, которые могут сичтаться главными закулисными героями захвата ново-каховской фабрики, на минувшей неделе вновь оказались в фокусе общественного внимания. Речь о экс-генпрокуроре Юрие Луценко и экс-главе ОП Андрее Богдане, которые синхронно выступили с неожиданно резкими заявлениями, обвинив президента соответственно в недостаточном патриотизме и недостаточной честности. В связи с чем будет уместно вспомнить политические и этические стандарты самих обвинителей в истории "Мисто банка".

Начать следует с того, что Андрей Богдан в течение нескольких лет был адвокатом и партнером братьев Сегаль, которых СМИ называли финансистами небезызвестного Севы Могилевича. А сотрудники руководимой Луценко Генпрокуратуры, как писали СМИ, сначала приняли участие в физическом захвате соевой фабрики, а затем фабрику "передали на хранение" компании-банкроту "Каховка Пром-Агро". И именно при Юрии Луценко братья Сегаль были сняты из международного розыска Интерпола, где они находились по обвинению в хищении средств рефинансирования НБУ из банка "Надра".

Связующим звеном между Сегалями и Луценко мог быть советник последнего Андрей Богдан, который, как установили журналисты "Наших грошей", с октября 18-го по апрель 19-го приходил в ГПУ не менее 16 раз. Так что синхронность заявлений Луценко и Богдана в адрес президента случайна только для непосвященных.

Братья Сегаль: От Могилевича с любовью (к деньгам вкладчиков)

Впрочем, обо всем по порядку. Братья Сегаль – уроженцы Казахстана, эмигрировавшие в США в 1989 году. В начале 90-х вернулись. Но не в Украину, а в Россию, где управляли двумя банками ("Нефтяной" и "Петрофф-банк"), входившими в орбиту влияния Семена (Севы) Могилевича. В 1997 братья приехали в Украину и купили банк "Надра". Банк активно привлекал средства населения и внешние заимствования, кредитуя связанные с акционерами структуры. Именно на средства кредита "Надр" в объеме 400 млн грн (около $80 млн по тогдашнему курсу), взятого в 2006 году, была построена фабрика в Новой Каховке.

К 2008 году банк "Надра" оказался в преддефолтном состоянии и получил от НБУ рефинансирование в целом на 7,1 млрд грн, то есть немногим менее миллиарда долларов по тогдашнему курсу. Однако вместо спасения банка Сегали занялись выводом средств и залогов банка. Схемы вывода детально описывала "Экономическая правда". По данным издания, тогда же Сегали, пытаясь продать фабрику, "засветились" как реальные владельцы собственных предприятий. Они создали траст в латвийском банке и перечислили туда кредит на $25 млн, полученный в "Надра банке". Причем, эти деньги были частью рефинансирования НБУ. В дальнейшем получение займа без намерения его вернуть и стал причиной для объявления братьев в международный розыск по линии "Интерпола".

Сегали выехали из Украины в 2009 году сразу после признания "Надр" неплатежеспособными. Тогда же новокаховская фабрика и другие предприятия, принадлежавшие Сегалям, перестали обслуживать кредиты, взятые в банке "Надра". В дальнейшем форензик-аудит банка "Надра", проведенный компанией KPMG по инициативе Фонда гарантирования вкладов физических лиц Украины, выявил, что Сегали и подконтрольный им глава правления Гиленко похитили до 2009 года из банка "Надра" около 6 млрд грн и выдали 16 млрд грн невозвратных кредитов. Это и стало причиной того, что банк так и не смог возобновить успешное функционирование и был ликвидирован в 2015 году.

"Надра" после бегства Сегалей начал борьбу за активы, оставшиеся в залогах. В том числе – за фабрику в Новой Каховке, которую Сегалям не удалось продать. Необслуживаемый долг фабрики перед банком составлял порядка 200 млн. грн. В марте 2011 года на основании решения Херсонского хозсуда были проведены торги, по результатам которых покупателем был признан кредитор – банк "Надра". А спустя два года фабрика была продана на рынке с целью пополнения ликвидности банка. В 2015 году фабрика стала ипотечным залогом по кредиту в "Мисто банке". А в 2017 году "Мисто банк" оформил право собственности на объект и сдал фабрику в аренду предприятию "Каховка Протеин Агро". И это право собственности "Мисто банка" не оспорено до сих пор.

Это наша фабрика. Генпрокурор подтвердит

Смена власти в 2014 году и ликвидация банка "Надра" была расценена Сегалями как возможность взять под свой контроль ново-каховскую фабрику, построенную на выведенные из банка деньги. В 2015 они начали атаку на собственников фабрики, сначала судебную, затем силовую при поддержке правоохранительных органов. Сегали вели себя настолько уверенно и бесцеремонно, что Фонд гарантирования вкладов заявил о давлении Сегалей на государственные органы.

Как минимум, с 2015 года юридической атакой братьев мог руководить Андрей Богдан. Он представлял в судах интересы близкого к Сегалям офшора "Весдикс Инвестментс". Компания подала ряд исков, которые юридический портал Pravo.uaоценил как "юридические диверсии", поскольку они были поданы с нарушением правил подсудности, пропуском процессуальных сроков и манипуляциями, направленными, по-видимому, на обеспечение распределения дела конкретному судье.

В свою очередь, журналисты "Наших грошей з Денисом Бигусом" отмечают, что в атаке на фабрику принял участие оффшор, непосредственно связанный с Андреем Богданом - "Айдельберг ресорсис ИНК". Кипрская компания заявила, что якобы занимала владельцам соевой фабрики более 125 млн гривен - и хочет их получить (по такому же сценарию в 2009 году "Айдельберг ресорсис ИНК" освободила от кредитных обязательство в 150 млн грн группу "Клуб сыра").

В феврале 2016 года судья Хозсуда Киева Виктория Сивакова сочла доводы о "долге" убедительными и признала "Каховка Пром-Агро" Сегалей владельцами конфискованного у них пять лет назад залогового имущества. Аргументируя свое решение, судья Сивакова назвала вердикт Хозсуда Херсонской области, на основании которого были проведены публичны торги по продаже фабрики, "незаконным с момента его принятия, и поэтому неспособным порождать какие-либо правовые последствия". Формулировка, позволяющая отменить любые торги залоговым имуществом в Украине. Чтобы понять причины принятия такого решения стоит вспомнить о том, что, по данным"Бигус инфо", Андрей Богдан был адвокатом мужа Виктории Сиваковой, а сама судья неоднократно встречалась с ним лично.

В 2018 году решение Сиваковой утвердила судья Высшего Хозсуда Лилия Катеринчук, которую общественное движение "ЧЕСНО" в рамках кампании "ЧЕСНО. Фільтруй суд!" включило в антирейтинг судей, имеющих сомнительную репутацию. Как отмечает"Честно", в мае 2005 года она была избрана судьей бессрочно на должность судьи Хозсуда Ивано-Франковской области, а уже в ноябре того же года стала судьей ВХСУ. В свою очередь активисты ГО "Стопкор" обвинили Катеринчук в том, что она в грубой форме отказалась комментировать, связан ли ее карьерный скачок с Андреем Богданом, руководившего тогда юридической фирмой Игоря Пукшина, заместителем главы Секретариата президента Ющенко.

В 2017 года начались попытки рейдерских захватов ново-каховской соевой фабрики.А уже в январе 2018 года, как отмечал адвокат Михаил Ильяшев, вооруженных людей в балаклавах и спортивных костюмах на предприятие приводил следователь Генпрокуратуры Александр Буковчаник. В январе 2018 года он своим постановлением передал имущественный комплекс фабрики "на хранение" предприятию Сегалей "Каховка Пром-агро", которое с 2011 года находилась в состоянии банкротства. После "передачи" состоялся рейдерский захват предприятия.

Вряд ли опытный юрист как следователь Генпрокуратуры (и племянник экс-заместителя Генпрокуратуры Евгения Блаживского) мог пойти на откровенно сомнительные с точки зрения закона действия и подменять собой суд, "передавая" имущество стоимостью в сотни миллионов гривен от одного юрлица другому без санкции высшего руководства ГПУ.

На то, что такая санкция была, и действия Буковчаника не были самостоятельными и управлялись из кабинета Юрия Луценко, указывает информация "Наших грошей" с Денисом Бигусом" о том, что Андрей Богдан с октября 2018-го по апрель 2019-го приходил в ГПУ не менее 16 раз. Указывают на это и слова пресс-секретаря Луценко Ларисы Сарган, прямо признавшей, что визиты Богдана посвящены "предприятию, которое рейдернули". Указывает на это и тот факт, что хотя действия Буковчаника были признаны незаконными (решение Печерского суда в мае 2018), никаких служебных последствий для следователя это не имело.

Данная история получила активное продолжение в 2020 году, когда Андрей Богдан находился на посту главы Офиса Президента. В мае 2020, опять-таки по внесудебном порядке, Минюст, руководство которого СМИ неоднократно связывали Андреем Богданом, издал приказ об отмене регистрации права собственности "Мисто банка" на фабрику. Исключению соевой фабрики из активов "Мистобанка" в реестре прав собственности содействовала Ольга Онищук. Банк оспорил решение в суде, и рассмотрение этого дела продолжается по сей день. В том же 2020 "Каховка Пром-агро" Сегалей "продала" фабрику компании "Солия". "Мисто банк" обратился в полицию, и Главное следственное управление Нацполиции открыло криминальное производство по факту присвоение имущества. 20 октября 2020 в рамках производства в интересах банка на фабрику был наложен арест з запретом отчуждения имущества. Однако через месяц, 20 ноября 2020 года, следственный судья Печерского суда Алексей Соколов арест снял.

НБУ: лень, страх или интерес?

Именно это действие следственного судьи почему-то стало спусковым крючком для стремительных действий НБУ. Руководство которого заявило о том, что банк неправомерно учитывает соевую фабрику как актив, и в декабре 2020 года ввело временную администрацию в финучреждение. А уже 26 января 2021 лицензия банка была отозвана и началась его ликвидация. На уничтожение банка с почти 30-летней историей регулятору понадобилось чуть больше месяца.

Действия НБУ вызывают удивление по ряду причин. Прежде всего, руководство НБУ было давно и хорошо известно о судебной борьбе "Мисто банка" за свой актив. И ранее регулятор не реагировал на это противостояние отзывом лицензии. Так, 20 мая 2020 года после того, как в государственном реестре появилась запись о регистрации прав на фабрику за ООО "Солия", НБУ отнес банк к категории проблемных, и дал 120 дней на улаживание ситуации. После того, как банк восстановил запись о праве собственности в реестре и произвел отражение необходимых корректировок в балансе, 23 октября 2020 НБУ признал деятельность "Мисто Банка" соответствующей законодательству Украины.

Однако всего три недели спустя, 14 декабря 2020, регулятор ликвидировал финучреждение.

В сообщении НБУ, обнародованном после принятия решения, было указано следующее: "Правление Национального банка приняло решение об отнесении АО "Мисто Банк" к категории неплатежеспособных в связи с уменьшением нормативов капитала на 50 и более процентов от минимального установленного уровня. Решение принято в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка. Проблемы в банке с капиталом произошли из-за потери одного из основных активов – предприятия по переработке сои в Херсонской области. Балансовая стоимость объекта недвижимости составила более 271 млн грн (около 17% всех активов банка). В результате потери объекта капитал банка упал ниже нормативного уровня. Учитывая отсутствие принятых мер по улучшению состояния банка и в связи с тем, что деятельность АО "Мисто Банк" не отвечала требованиям банковского законодательства и нормативно-правовым актам Национального банка, сегодня Правление Национального банка приняло решение об отнесении банка к категории неплатежеспособных".

Это решение было принято, несмотря на открытые судебные процессы "Мисто банка", в ходе которых он мог так же, как и летом, восстановить в реестре запись о праве собственности на соевую фабрику. Несмотря на открытые криминальные производства по фактам действий оппонентов банка. Несмотря на гражданский иск банка о возмещении материального ущерба в размере 272 млн. грн, причиненного в результате неправомерной отмены государственной регистрации права собственности на соевую фабрику (кстати, само право требования является активом). Несмотря на предложенный "Мисто банком" план объединения с "Альпари банком" для обеспечения выполнения требований по капиталу. Наконец, несмотря на то, что, как уже говорилось, право собственности "Мисто банка" на фабрику так и не было оспорено в судебном порядке. И о том, что это право признается государством, свидетельствуют действия Фонда гарантирования вкладов, который обратился в суд с иском о взыскании арендной платы и расторжении Договора аренды недвижимого имущества между "Мисто банком" и арендатором фабрики ООО "Каховка Протеин Агро".

Почему НБУ принял поспешное решение? Почему не отнес банк категории проблемных, как это было сделано в аналогичной ситуации летом. Почему НБУ не разрешил объединение с другим банком? Возможно потому, что компания Сегалей ООО "Каховка Пром-Агро" сделала заявление в САП против замглавы НБУ Рожковой. В этом заявлении прямо выдвигались требования к руководству НБУ о ликвидации "Мисто банка". Впрочем, ответить на эти вопросы может только сам регулятор.

В настоящее время идет суд учредителей "Мистобанка" с НБУ о неправомерности решения о выведении банка с рынка. Банк оспаривает соответствующие решения руководства НБУ.

Что касается отобранного у банка имущества – соевой фабрики в Новой Каховке, то за ее захват никто так не понес ответственности. Ни братья Сегали, ни их де-факто партнеры – Юрий Луценко и Андрей Богдан, выступающие сегодня в роли обличителей несправедливости власти.

Читайте також

Новини партнерів