RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00

Новые правила. Что ждет украинцев при выходе на пенсию

Кабмин определился с моделью пенсионной реформы

Кабмин определился с моделью пенсионной реформы Пенсионную систему хотят реформировать по образцу соседних европейских стран Фото: Владислав Содель

Министерство социальной политики Украины презентовало проект пенсионной реформы. На первом этапе она предусматривает ревизию существующей солидарной пенсионной системы и отмену спецпенсий для госчиновников. Далее, с 2017 года, запланировано введение накопительной системы. Завершающим этапом реформы станет негосударственное пенсионное страхование. На заседании в среду Кабинет министров согласовал законопроект, в котором прописаны основные подробности реформы. В ближайшее время документ внесут в парламент. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, правительство будет настаивать, чтобы на следующей пленарной неделе депутаты приступили к рассмотрению реформы.

Разработанная правительством реформа основана на западном образце пенсионного обеспечения. Предполагается, что вместо одного источника пенсии будут выплачиваться из трех — из солидарной системы, накопительной и системы негосударственного пенсионного страхования. Начнут реформу с наведения порядка в солидарной системе. Последняя работает таким образом, что взносы работающих граждан обеспечивают выплаты пенсионерам. Но, по словам министра социальной политики Павла Розенко, такая система практически исчерпала свой ресурс.

Оценочно, один работающий украинец "зарабатывает" пенсию для одного пенсионера. И сегодня эти взносы в полном объеме уже не перекрывают потребностей. При расходах Пенсионного фонда (ПФ) в 250 млрд грн собственные доходы составляют 170 млрд грн. Дефицит порядка 80 млрд грн правительство перекрывает из госбюджета. "Из-за такого разрыва не приходится говорить о существенном росте пенсионных выплат в будущем, если будет оставаться только солидарная система", — сказал Розенко. Тогда как минимальная пенсия в Украине составляет 949 грн, некоторые бывшие государственные чиновники получают десятки тысяч гривен в месяц. При этом средняя пенсия на конец прошлого года составляла 1670 грн. Считается, что пенсионером-рекордсменом является экс-глава НБУ Владимир Стельмах, ежемесячные выплаты которому по неофициальной информации, обнародованной народными депутатами, составляют порядка 130 тыс. грн. Что же касается рядовых пенсионеров, ближайшее повышение выплат их ждет уже в декабре. Правда, рост пенсии будет едва ли заметен. В госбюджете-2015 предусмотрено, что минимальная пенсия вырастет на 13%. Как ранее заявлял Павел Розенко, пока это все, что может позволить госбюджет.

Чтобы разгрузить солидарную систему, законопроектом, среди прочего, предусмотрена отмена специальных пенсий уже с января 2016 года. "Мы прекращаем практику деления украинцев на сорта. Не будет системы, когда есть VIP-пенсионеры — чиновники, народные депутаты, судьи и прокуроры. Пенсии госслужащих и приравненных к ним лиц будут определяться на общих основаниях", — добавил министр соцполитики. Как отметила экс-глава ведомства, народный депутат Наталья Королевская ("Оппозиционный блок"), безубыточность ПФ возможна, но при условии, если правительство освободит Пенсионный фонд от несвойственных затрат. По ее словам, при дефиците 80 млрд грн около 60 млрд грн составляют различные надбавки к пенсиям, которые должны напрямую выплачиваться из госбюджета. Господин Розенко уточнил, что их законопроектом этот вопрос будет урегулирован.

Выйти в плюс любой ценой

Без решения вопроса дефицита ПФ невозможен переход к накопительной системе, введение которой правительство запланировало на январь 2017 года. В течение оставшихся полутора лет до запуска второго уровня пенсионной системы правительство также должно сформировать накопительный пенсионный фонд, курировать который будет Совет фонда. Его состав определит Кабинет министров. Совет фонда на конкурсных основаниях будет привлекать компании по управлению активами. Последние, в свою очередь, будут управлять привлеченными средствами в соответствии с утвержденными советом направлениями инвестиционной деятельности. "Накопительные системы существуют во многих странах. Мы ничего нового не придумываем. Опыт Польши и Словакии подтверждает привлекательность накопительной системы для экономики. Например, в Польше общая стоимость пенсионных активов составляет 71 млрд евро, которые работают на экономику страны. В Словакии — это около 7 млрд евро", — объясняет Павел Розенко.

С другой стороны, некоторые из экспертов обращают внимание на то, что залог эффективной накопительной пенсионной системы — это стабильная национальная валюта. Ведь взносы, которые граждане сделают, например, в 2020 году, могут обесцениться через 20 лет из-за девальвации. И в итоге пенсия окажется не такой уж и безоблачной. В украинских реалиях прогнозировать стабильность гривны пока не приходится. Например, если в 2000 году курс был 5,42 грн/1$, то сегодня он достиг 21,04 грн/1$. Следовательно, даже инвестиции в проекты или бумаги с высокой доходностью не компенсируют гражданам потери от курсовой разницы и роста цен. Разве что если это не будут валютные облигации. Как объяснил аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь, государственные накопительные пенсионные фонды в странах СНГ ранее не показывали выдающихся результатов. «Несколько лет назад в Казахстане государственный накопительный фонд не мог компенсировать даже инфляцию. У них, как и в Украине, инфляция была достаточно высокая», — объясняет экономист. Правда, по его словам, есть надежда, что в Украине к моменту запуска накопительной пенсионной системы уже произойдет переход к таргетированию инфляции, что должно замедлить рост цен и уменьшить номинальные процентные ставки. Кроме того, к тому моменту должна завершиться очистка банковской системы от "грязных" банков. "Все это создаст предпосылки, чтобы пенсионные фонды нормально работали. Но результаты мы увидим не в 2017 году, а в лучшем случае через пять-семь лет после запуска накопительной системы", — уверен господин Жолудь.

Добровольно-принудительная пенсия

В предложенной редакции законопроекта прописано, что участие в накопительной системе будет обязательным для всех работающих граждан до 35 лет. При этом украинцы в возрасте от 35 до 55 лет смогут делать взносы на добровольной основе. Начиная с 2017 года, ставка отчислений в накопительную систему будет составлять 2%. В течение пяти лет, с 2017-го до 2022 год, ставка вырастет до 7%. Постепенный переход вводится, чтобы не создавать нагрузку на солидарную систему. Как объяснила "Апострофу" эксперт по вопросам социальной политики Института общественных исследований, менеджер группы "Пенсионная реформа" "Реанимационного пакета реформ" Марианна Онуфрик, отчисления в накопительную систему будут осуществляться за счет единого социального взноса, который сегодня остается основным источником для функционирования солидарной системы. Эксперт допускает, что первые несколько лет возможны "проседания" поступлений, так как часть средств от солидарной системы будет изъята. Однако, как отметила госпожа Онуфрик, компенсаторы наверняка найдутся при инвентаризации действующей солидарной системы. По словам эксперта, в Грузии, проводя пенсионную реформу, выяснили, что 30% пенсионных дел были составлены с нарушениями. Среди прочего, находили дела умерших граждан, пенсии которым все равно начислялись. После ревизии также выяснилось, что спецпенсии назначали с нарушениями. "У нас таких дел — не менее 10%. Это будет одним из источников покрытия дефицита Пенсионного фонда", — полагает госпожа Онуфрик.

Еще один важный аспект, который нужно учитывать при запуске накопительной системы, — это детенизация экономики и легализация фонда оплаты труда. Сегодня многие работодатели платят зарплату неофициально или показывают лишь часть реального оклада своих работников. Следовательно, взносы в Пенсионный фонд не удерживаются или удерживаются в меньшем количестве, чем должно быть на самом деле. Впрочем, по мнению госпожи Онуфрик, введение накопительной системы будет одним из стимулов для детенизации экономики.

"Человек начнет понимать, что это его личные деньги и что это его собственность. Например, если он не доживает до пенсионного возраста, то средства унаследует семья. Потому работник будет заинтересован в том, чтобы получать белую зарплату", — отметила эксперт. Вместе с тем важно понимать, что без оживления экономики шансы на успешный запуск реформы крайне малы. По словам министра Павла Розенко, 2017 год выбран именно с той точки зрения, что на него придется подъем экономической активности в стране.

Читайте також

Не лише чорнозем: чим багата українська земля, та які її ресурси можуть зацікавити союзників

Найбільш перспективними з точки зору інвестицій в Україні є родовища літію, титану та графіту

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту

В Росії не можуть зупинити інфляцію: чи чекати на кризу в 2025 році

Росія найближчим часом може увійти у стагфляцію, є ризик настання повноцінної економічної кризи