RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Украина нашла деньги на газ, но у депутатов есть претензии

Кредитное соглашение не раскрывает важных деталей сделки

Кредитное соглашение не раскрывает важных деталей сделки Фото: kmu.gov.ua

В пятницу украинская сторона подписала соглашение с ЕБРР о выделении кредита в размере $300 млн на закупку газа из Европы, который необходим для прохождения зимнего отопительного сезона. Против подписания этого документа выступал министр энергетики Владимир Демчишин, которого не устраивали условия предоставления кредита. Они предполагали переход НАК "Нафтогаз Украины" из управления Министерства энергетики и угольной промышленности под управление Кабмина, что создавало угрозу приватизации и сосредоточения в одних руках активов ПАО "Укртрансгаз", ПАО "Укргаздобыча", ПАО "Укртранснафта" и ПАО "Укрнафта". Детали подписанного соглашения не разглашаются, и в парламенте намерены запросить подробную информацию об условиях предоставления средств.

НАК "Нафтогаз Украины", подписал соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о выделении $300 млн кредита для закупки газа, который необходим для бесперебойного прохождения Украиной осенне-зимнего отопительного сезона. Документ был подписан 23 октября в Берлине главой НАК Андреем Коболевым и управляющим директором ЕБРР по энергетическим и природным ресурсам Рикардо Пулити. Кредит выделяется под гарантии правительства Украины. Свои подписи под документом также поставили министр финансов Наталья Яресько и первый вице-президент ЕБРР Фил Бенетт. Церемония проходила в присутствии премьер-министра Арсения Яценюка и канцлера Германии Ангелы Меркель.

Возобновляемый кредит ("револьвер") выделяется сроком на 1 год. При условии погашения использованной суммы, средства в объеме $300 млн, в случае необходимости, могут быть выделены еще дважды — в 2016 и 2017 годах.

Денег ЕБРР хватит на закупку 1,2 млрд кубометров газа до конца 2015 года. Согласно условиям кредита, средства будут выделяться не НАК, а компании, которая выиграет тендер на поставки газа по реверсу из Европы. Андрей Коболев рассчитывает, что поставки на привлеченные средства начнутся уже в начале ноября. Многие крупные международные поставщики уже выразили свою заинтересованность в подаче газа в Украину на условиях ЕБРР.

Кредитное соглашение было подписано, несмотря на то, что у министра энергетики Украины Владимира Демчишина были серьезные претензии к условиям предоставления средств, а у некоторых членов Кабмина и в Администрации президента — к форме утверждения правительством этих условий. В частности, речь шла о содержании и утверждении плана корпоративного управления НАК "Нафтогаз Украины". Этот план предполагал перевод НАК из управления Министерства энергетики в управление Кабмина. Демчишин опасался, что это повлечет за собой приватизацию и сосредоточение в одних руках активов стратегических предприятий ПАО "Укртрансгаз", ПАО "Укргаздобыча", ПАО "Укртранснафта" и ПАО "Укрнафта".

В итоге утверждение плана затянулось, и вместо Демчишина его утвердил Кабинет министров своим протокольным решением. Такое решение не является нормативным документом Кабмина и фактически подтверждает лишь формальное согласие правительства реализовывать план. "Если ЕБРР такое решение устраивает, то пусть подписывают соглашение", заявил "Апострофу" господин Демчишин накануне подписания документа.

Фото: kmu.gov.ua

Вместе с тем, как удалось узнать "Апострофу", план управления НАК хоть и остался одним из условий кредитования, претерпел некоторые изменения. По сути он не поменялся, однако сроки его реализации сместились из-за задержки с утверждением.

"План готовился с учетом его утверждения в сентябре и сейчас, поскольку он был одобрен лишь 17 октября, все сроки по его реализации сдвинулись месяца на полтора", сообщил "Апострофу" источник в правительстве.

Кроме того, в случае невыполнения утвержденного плана, кредитование может остановиться, отметил собеседник издания. "Если мы начнем тормозить с выполнением или просто не будем выполнять план, то, соответственно, ЕБРР будет рассматривать вопрос приостановки финансирования. В частности, могут возникнуть проблемы и задержки с возобновляемостью кредита", отметил источник.

Вместе с тем, по мнению ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Сергея Дяченко, проблем с выполнением плана по корпоративному управлению не будет, поскольку средства нужны НАК сейчас и будут нужны в дальнейшем. "Я думаю, что будут выполняться все условия и будет идти финансирование", отметил господин Дяченко.

Директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко также считает, что условия кредита будут выполняться. "Вопросы кредита находятся в данном случае в компетенции "Нафтогаза" и Министерства финансов. Поэтому с точки зрения права никаких проблем быть не может", отметил господин Омельченко. Вместе с тем он отметил, что сложности с выполнением плана могут возникнуть лишь в случае возникновения проблем в "неформальных" отношениях между членами правительства или между правительством и Администрацией президента.

Детали подписанного в пятницу соглашения ни НАК, ни ЕБРР не разглашают. По этой причине народные депутаты намерены запросить подробную информацию об условиях выделения средств. "НАК это государственная компания, поэтому мы имеем право знать детали. В понедельник первым делом я обращусь в НАК "Нафтогаз Украины" с просьбой предоставить детальную информацию об условиях этого кредита", заявила "Апострофу" секретарь парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Виктория Войцицкая.

Читайте також

Захід б'є санкціями по російській нафті: коли загнеться економіка країни-агресорки

Санкції проти тіньового флоту Росії не завдадуть їй великої шкоди, але економіка, що падає, підірве її сили

Нічого особистого, просто бізнес: що потрібно для того, щоб Трамп вирішив захищати Україну від Путіна

Щоб США на чолі з Дональдом Трампом захищали Україну, наша країна має чимось зацікавити американців

НЕП по-українські: як держава збирається захищати бізнес від самої себе

Влада має знизити тиск на бізнес і провести детінізацію економіки, захист нацвиробника не повинен зашкодити конкуренції