Как Украине действовать в ситуации с выплатой кредита в 3 миллиарда долларов, взятого у России Виктором Януковичем, и что значит заявление Владимира Путина о том, что РФ готова реструктуризировать этот долг, — мнение Славы Рабиновича для "Апострофа".
1. Путин и Медведев совершили должностное преступление, выдав режиму Януковича первый транш в 3 млрд долларов из общей утвержденной ими суммы в 15 млрд долларов. В декабре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок размещения средств ФНБ (Фонда национального благосостояния России, — "Апостроф"): отныне их можно было вкладывать в иностранные гособлигации на основании отдельных решений правительства, что давало возможность работать с ценными бумагами государств "с более высоким уровнем риска". В результате правила инвестирования были изменены, список стран был расширен, а информация о том, куда вкладываются средства фонда, — засекречена. Это является нарушением устава ФНБ, который не может быть изменен президентскими указами или правительственными постановлениями. Путин и Медведев знают это. Если бы я был на их месте, я бы не стал широко педалировать эту тему с Украиной, потому что прожектор ярко осветит их преступления в этом отношении. Хорошо, что я не на их месте.
2. Украинская сторона не должна поддаваться на шантаж кремлевских мега-жуликов. Она должна немедленно выставить против России встречные иски — за Донбасс и Крым. И выставить иски лично Януковичу за его кражу денежных средств и других активов из Украины.
3. Украина и Россия были крупными торговыми партнерами. Торговые партнеры не нападают друг на друга в XXI веке. Россия нарушила это правило, разрушив и торговое партнерство. Если в 2013 году доля украинских товаров в общем объеме российского импорта составляла 5%, то за 2014 год — 3,7%, а за первые девять месяцев 2015 года она рухнула до нематериальных цифр. Общий импорт в Россию из Украины за время войны рухнул на 60%, а по товарам сельского хозяйства и пищевой продукции — в 5-6 раз. Но со стороны Украины все выглядит не так плохо. До войны некоторые украинские экспортеры имели российское направление в качестве основного, т.е. — до 50% их общего экспорта. Сейчас — несколько процентов. И эти оставшиеся несколько процентов они перенаправят в другие страны. Украина сильно не пострадает — самые существенные изменения в структуре украинского экспорта уже проведены. А вот в России это эмбарго приведет к еще большему разгону инфляции среди этих товаров, с одновременным ухудшением качества в сужающемся ассортименте.
4. К "санкциям" РФ в отношении Украины вряд ли присоединятся другие участники Таможенного союза. Особенно в ситуации, когда этот самый "союз" трещит по всем швам, из-за гопницко-бандитского поведения России.