Министерство финансов активно занялось поиском ресурсов для наполнения бюджетов. Несмотря на то, что государственный бюджет выполняется и Госказначейство отчитывается о росте налоговых поступлений более чем на 6% во втором квартале в основном за счет налога на прибыль, акцизного налога, НДС, проблемы наполнения бюджета остаются актуальными.
В этом году Минфин решил задействовать индексацию некоторых налогов - акцизного налога, экологического налога и рентной платы на уровень ожидаемой инфляции в размере 12%. За счет этого планируется привлечь 5,2 млрд грн в сводный бюджет. Такой шаг в принципе соответствует положениям Налогового кодекса, однако соответствующий законопроект должен был быть внесен в парламент до 1 июня, чтобы бизнес мог подготовиться и спланировать свою работу заранее.
Вопреки заявлениям первых лиц Министерства финансов о необходимости перехода к среднесрочному бюджетному планированию ведомство все же прибегает к ситуативной корректировке поступлений в бюджет. Вместе с тем есть несколько других источников наполнения казны, кроме налоговых, предусмотренных бюджетом на 2016 год, которые пока не используются.
Во-первых, речь идет о перечислении Национальным банком части своей прибыли в бюджет в сумме 38 млрд грн. Но НБУ не может это сделать без решения Совета Национального банка Украины, состав которого до сих пор не сформирован. Полномочия членов Совета закончились еще в сентябре прошлого года. Несколько месяцев назад парламент назначил четырех членов по своей квоте. Еще столько же должен делегировать президент. Однако, несмотря на то, что еще в начале июня Петр Порошенко заявил, что потенциальные члены Совета проходят проверку, президентская "четверка" так и не назначена. Отсутствие денег от НБУ может сорвать выполнение бюджета по доходной части и поставить под угрозу социальные выплаты.
Во-вторых, практически провалена приватизация. В текущем году из запланированных 17 млрд грн пока поступило лишь 59 млн грн. Причем такая ситуация была и в 2015 году, когда, собственно, такой же плановый показатель не был выполнен. В этом году на продажу планировали выставить 20 крупных предприятий, 50 средних компаний и 380 мелких. В начале года чиновники с оптимизмом обещали, что Украина наконец сможет провести масштабную приватизацию. Глава Нацбанка Валерия Гонтарева вообще прогнозировала, что поступления от продажи госсобственности составят около $1 млрд. Однако первый же крупный объект -"Одесский припортовый завод", пока не удалось продать из-за отсутствия покупателей. Правда, не исключено, что на повторных торгах его все-таки продадут, хотя и по более низкой цене. И такая ситуация только по одному крупному предприятию из 20. Учитывая, что ситуация развивается по опыту прошлых лет, скорее всего, и в 2016 году приватизация будет провалена, а бюджетные дыры придется латать за счет налоговых поступлений.
В-третьих, остается нерешенным вопрос с конфискацией средств и средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений. В бюджете на 2016 год от этого было запланировано привлечь в государственный бюджет 7,7 млрд грн. Однако по итогам II квартала получили только 78 тыс грн. Аналогичная ситуация была и в 2015 году — из 1,5 млрд грн запланированных удалось вернуть 100 тыс. грн из-за юридических коллизий. Вряд ли в 2016 году такое объяснение будет уместно, поскольку основная проблема с поступлениями данных средств связана с эффективностью работы правоохранительных органов и реалистичностью составления бюджетного плана.
Проблемы наполнения бюджета приобретают особую актуальность, как правило, во второй половине года, когда возникает четкое понимание, что бюджет за год по некоторым показателям выполнить не удастся. И далее применяются два основных приема - увеличение налоговой нагрузки или сокращение некоторых расходов. Однако существует и третий вариант - реалистичное планирование бюджетных поступлений и расходов в начале года и переход к среднесрочному бюджетному планированию. К сожалению, пока особых сдвигов в этом направлении нет, впрочем, надежда остается.