RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

В падении экономики Украины виновата не только Россия: лекция Андрея Илларионова

О внутреннем виновнике экономических проблем Украины

О внутреннем виновнике экономических проблем Украины Російський політолог і економіст Андрій Ілларіонов Фото: EPA/UPG

Российская военная агрессия - не единственная причина экономического кризиса в Украине. Не последнюю роль в этом сыграла и политика Национального банка Украины. Именно НБУ нанес "смертельный удар" экономике страны: обрушил гривну, вызвал валютную панику, увеличил долю российских банков и нарастил государственный внешний долг. О причинах и следствиях такой политики рассказал экономист, старший научный сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона в Вашингтоне Андрей Илларионов. Предлагаем вашему вниманию главные тезисы доклада АНДРЕЯ ИЛЛАРИОНОВА.

О закрытии банков и национализации

Когда происходит проблема с экономической ситуацией и платежеспособностью любой компании или даже отрасли, никто не приходит и не закрывает бизнес. Да, если ты не можешь оплачивать свои счета, и твои обязательства превышают активы – ты идешь на процедуру банкротства. Возникает закономерный вопрос: почему тогда сейчас закрывают банки, и чем банки, как коммерческие предприятия, отличаются от бизнеса в любом другом секторе? Этот вопрос вызывает изумление. В этой сфере почему-то нашлись герои в белых плащах, которые занимаются чисткой "авгиевой конюшни", изобретая сами себе "конюшню" и работу по ее чистке.

Ситуация с ПриватБанком, не буду акцентировать внимание на его финансовом состоянии и платежеспособности, является очень показательным примером. Допустим, правда, что у банка Коломойского закончились деньги. Что дальше делают любое ответственное правительство и любой ответственный национальный банк? Открывают тендер на продажу обанкрочивающегося банка и продают. Кто купит – тот купит. Думаете, у ПриватБанка не нашлось бы частного покупателя?

Где, в какой стране, особенно в условиях переходной экономики и реформ, правительство, власти в целом, принимают решение о национализации частного коммерческого банка? И берут, тем самым, на себя дополнительные обязательства в размере 5% ВВП. Государственный долг, благодаря действиям того же Национального банка, вырос с 40% до 90% ВВП. Даже при божеских кредитах (к примеру, 6%) – это колоссальные суммы по ежегодному обслуживанию существующего долга. Не по выплате тела долга, а только по обслуживанию текущего. В том случае, когда темп экономического роста Украины повысится с нынешних 0,3 до 0,4% - весь экономический рост будет уходить на обслуживание процентов по существующему долгу, без изменения соотношения основного тела долга с ВВП.

На языке экономических журналистов это называется "воронкой государственного долга". Потому что из этого, если не происходит заметная ревальвация национальной валюты, выхода нет. Для страны такого уровня экономического развития попасть в такую воронку - катастрофа.

И за ошибки правительства должны платить уже украинские налогоплательщики. А почему люди должны платить за правильную или неправильную политику собственников ПриватБанка или регулятора? Даже в учебниках для первого курса экономических вузов объясняется, что такого рода активы, естественно, подлежат приватизации.

О банковском кризисе и политике НБУ

Естественным последствием валютного кризиса становится различие между активной и пассивной частью банковского баланса. Соответственно, активная часть обесценивается, пассивная возрастает, и значительная становится либо на грани банкротства, либо вовсе банкротом. Никто не рассчитывал, что курс гривны буде 24-25-26 грн за доллар. И какие бы удивительные прибыльные проекты ни были, они не могут дать прибыль, увеличенную в три раза. Поэтому банковская система оказывается на грани банкротства.

Искусственная девальвация гривны обесценила долларовую оценку активной части баланса значительной части коммерческих банков при сохранении долларовой величины их пассивной части. Возникший дефицит валютных средств в условиях продолжавшегося экономического кризиса, иностранной агрессии, дефолта по государственному долгу, отсутствия у страны инвестиционного кредитного рейтинга и, следовательно, отсутствия внешнего коммерческого финансирования обрекли значительную часть украинских банков на существенное ухудшение их балансов, падение отношения банковского капитала к активам.

В дополнение к валютному катаклизму, руководство НБУ существенно усугубило положение банковского сектора, резко повысив резервные требования к банкам. В результате удельный вес "плохих долгов" ("non-performing loans") в общем объеме активов подскочил с 12,9% в 2013 г. до 30,45% в 2016 г.

Смертельный удар украинской банковской системе был нанесен руководством НБУ в рамках осуществления программы т.н. "расчистки банковского сектора", в рамках которой оно приступило к систематическому закрытию частных коммерческих банков.

За период действия "программы расчистки банковского сектора" прекратили работу 77 коммерческих банков, потеряли работу 35 тыс. банковских работников. В закрытых банках у вкладчиков находилось депозитов на сумму в 163 млрд грн (примерно $6,5 млрд), в том числе: 111 млрд грн – у физических лиц и 52 млрд грн – у бизнеса.

Про региональную специфику украинского кризиса

Украинский экономический кризис имеет не совсем обычный региональный разрез. Если исключить из расчетов такие оккупированные территории Украины, как Автономная Республика Крым и город Севастополь, а также полностью территории Донецкой и Луганской областей – как в той части, которая была оккупирована агрессором, так и в той части, что остается под контролем украинской власти, и ограничиться рассмотрением динамики экономической активности лишь на той части территории Украины, которая не была затронута военными действиями, то выясняется, что на этой территории также произошел значительный экономический спад.

Туда не добрались ни диверсанты, ни шпионы, ни бомбежкам не подвергалось, значит, кто-то другой, простите за формулировку, "бомбил", "шпионил" и "диверсантил". Но кто закладывал динамит под нормальную жизнь в этих мирных регионах Украины? Ведь, если еще в 2014 году из 25 регионов в 12 был спад, а в 13 – не было, то в 2015 году спад был уже во всех регионах без исключения, причем весьма существенно. Например, ВРП на душу населения в Хмельницкой области в 2014 г. вырос на 2,8%, в 2015 г. он упал на 7,4%; в Кировоградской области в 2014 г. этот показатель вырос на 1,3%, а в 2015 г. упал на 7,6%; в Тернопольской области в 2014 г. он вырос на 8,4%, а в 2015 г. он упал на 6,0%; в Винницкой области в 2015 г. он вырос на 5,1%, в 2015 г. он упал на 2,4%.

Еще раз следует обратить внимание на то, что резкое ухудшение экономической ситуации произошло в областях, не затронутых военными действиями, находящимися на значительном расстоянии от линии фронта. Причем такое ухудшение произошло во второй год войны – тогда, когда интенсивность военных действий заметно снизилась по сравнению с ситуацией в первом году.

О влиянии российской агрессии на экономики Украины и Грузии

В последние четыре года Украина переживает наиболее глубокий и длительный экономический и социальный кризис в своей истории. Считается, что причиной наиболее тяжелых экономических последствий является непосредственно военная агрессия со стороны России. И, действительно, "пик" отрытой военной агрессии пришелся на 2014 год. Но внешние факторы, связанные со всеми составными элементами российской интервенции, были не единственными причинами такого кризиса. Кроме того, из пяти лет, которые затронул последний кризис, наиболее тяжелым неожиданно оказался именно 2015 год, когда украинский ВВП падает на 10% вниз. Объяснения этому упадку нет, потому что революция, которая действительно отвлекла какое-то количество людей в одну или другую сторону, была в 2013-2014 годах, выборы парламентские и президентские – в 2014 году, оккупация и аннексия Крыма – в 2014 году, Иловайск – в 2014 году. Тем не менее, темпы экономического спада оказываются как минимум в 1,5 раза более глубокими, чем в 2014 году.

Это, собственно говоря, подтверждает некоторые другие показатели. Вот посмотрим другие экономические и социальные показатели Украины по годам, здесь, вы видите, и ВВП есть, и сельское хозяйство, промышленность, импорт, экспорт, реальные доходы населения, розничный товарооборот. Все показатели имеют низшую точку падения в 2015 году, а не в 2014 году. В 2016 году происходит некоторое восстановление, но восстановление – в каких-то случаях 1-2%, а в некоторых, например, экспорт все равно не достигает положительного значения, все равно находится в отрицательных сферах. В первом квартале 2017 года, показатели не только не продолжают увеличиваться, они снова идут вниз

Другой подход к этой ситуации – сравнение двух стран, которые оказались жертвами агрессии со стороны того же самого агрессора - Грузии и Украины. Нужно иметь в виду, что Грузия в 10 раз меньше, чем Украина по численности населения. По размерам экономики Грузия, наверное, в 15 раз меньше. ВВП на душу населения в Грузии на 35% ниже, чем в Украине. Грузия гораздо менее газифицирована, чем Украина. Нет такого развитого сельского хозяйства, нет такой промышленности, такой развитой транспортной структуры. Грузия вообще в геополитическом плане или геостратегическом – одна узкая долина, вытянутая от побережья Черного моря до Тбилиси. Перерезав эту долину, парализуется жизнь и деятельность всей страны. Собственно, что и сделали российские войска. Но страна, которая находилась в несопоставимых условиях, все же смогла удержать удар.

О "победах" и "поражениях" правительства и Нацбанка

Кроме внешних факторов, которые действительно имели место и продолжают иметь место в виде внешней агрессии, главными организаторами наших "побед" и "провалов" являются, естественно, власти, которые представлены двумя субъектами – правительством и Национальным банком.

В 2014-16 гг. украинское правительство осуществило ряд важных реформ, существенно сокративших затратные субсидии и снизивших масштабы неэффективного использования ВВП.

За эти годы украинское правительство существенно сократило число налогов, снизило размеры перераспределения финансовых ресурсов через бюджет.

Также в 2014-15 гг. украинским правительством были проведены некоторые реформы, облегчившие начало и ведение бизнеса в стране, – были сокращены число процедур, время, необходимое для начала ведения бизнеса, временные и суммарные издержки по регистрации новых бизнесов.

Совокупный эффект реформаторских мер, предпринятых украинским правительством в 2014–15 гг., можно оценить приблизительно в 4-7 п.п. ВВП. Такие действия должны были привести уже в 2015 г. к снижению темпов экономического спада примерно на 4-7 п.п. – приблизительно до 2% в год, либо же привести к полному прекращению спада и, возможно, даже к возобновлению скромного экономического роста на уровне 0,5-1,0% в год.

Однако этого не произошло. Вместо замедления спада, наступления стагнации или же возобновления экономического роста ВВП в 2015 г. упал еще почти на 10%. Почему?

Дело в том, что наряду с правительством действовал второй важнейший субъект экономической политики – Национальный банк Украины. Но, прежде чем переходить к анализу его действий, следует обратить еще внимание на экономическую динамику в течение последнего года.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги