Основатель волонтерского фонда «Крылья Феникса» ЮРИЙ БИРЮКОВ недавно был назначен советником президента Петра Порошенко. Фонд «Крылья Феникса» помогает одевать и обувать нашу армию, а также обеспечивает солдат необходимым оборудованием. Господин Бирюков предложит Петру Порошенко свой план реформирования армии и борьбы с коррупцией в вооруженных силах. О своей работе и о том, как он относится к людям, не желающим защищать Родину, Юрий Бирюков рассказал корреспонденту А' ДЕНИСУ ПОПОВИЧУ.
— При каких обстоятельствах Петр Порошенко предложил вам стать своим советником? Какие задачи перед вами он поставил?
— Предложил в лоб. После встречи президента с волонтерами, которая широко освещалась в прессе, состоялась еще она встреча – непубличная. На ней и прозвучало предложение. Передо мной поставлена задача разработать план по борьбе с коррупцией в армии и реформированию вооруженных сил, а также осуществлять координацию действий волонтеров с органами государственной власти.
— И у вас есть какие-либо предложения относительно реформирования армии?
— Я доложу об этом президенту. Содержание моего разговора с ним останется между нами.
— Как будет строиться ваша работа в качестве советника главы государства? Вы будете работать в Киеве?
— Чтобы собирать и анализировать информацию, мне необязательно быть в Киеве. Если я буду сидеть в Киеве, то я не смогу давать президенту советы, поскольку у меня просто не будет той информации, которую я получаю, находясь в зоне антитеррористической операции (АТО) или около нее. Какой смысл брать на работу советника, который черпает информацию из соцсети Facebook?
— Какое количество волонтеров, которые работают вместе с вами?
— В постоянном режиме мне помогают 30 человек, а в периодическом режиме – еще несколько десятков. Мы связываемся по телефону и в Facebook.
— И сколько воинских частей находится под вашей опекой?
— Лично я помогал, помогаю и буду помогать 79-й николаевской отдельной аэромобильной бригаде. Весь же фонд «Крылья Феникса» помогает семи бригадам из различных родов и видов войск (по данным сайта организации, на нужды всех воинских частей и подразделений, опекаемых фондом, собрано свыше 10 млн грн.– А').
— Где чаще всего вам приходится закупать оборудование – в Украине или за рубежом?
— По-разному. Смотря что вас интересует.
— Каски, бронежилеты. Средства индивидуальной защиты, которых не хватает.
— Каски у нас только импортные, потому что у нас каски не производятся. Бронежилеты – только наши, потому что их производят в нашей стране, и они сертифицированы.
— 79-я николаевская отдельная аэромобильная бригада, которую вы курируете, недавно вернулась из так называемого «Южного котла». Сколько человек попало в окружение, и велики ли потери?
— В окружении оказалась вся бригада. Потери – 14 или 15 человек.
— В чем сейчас нуждается 79-я бригада?
— Практически все основные потребности мы закрыли. Сегодня (разговор происходил 15 августа.– А') мы закупили раскладушки почти на миллион гривен. Скан чека выложен у меня на страничке в Facebook. Вообще, результаты всего того, что мы делаем, выкладываются у меня в Facebook. Не хватало, например, 2,5 тыс. раскладушек – вот сегодня они были куплены. Завтра мы купим комплекты одеял и матрацев еще на миллион гривен. Послезавтра – еще что-нибудь приобретем. Сколько денег соберем, на столько и купим. Есть длинный перечень необходимых вещей, который нет смысла перечислять.
— Когда бригада будет готова вернуться в зону АТО?
— Через неделю. Сейчас она находится на отдыхе.
— Люди идут к вам с желанием? Все-таки есть реальный риск погибнуть в бою.
— А что кто-то интересуется их желанием?
— Я задаю этот вопрос потому, что в последнее время матери призывников все чаще устраивают акции протеста, чтобы их сыновей не забирали в зону АТО.
— Тот, кто пытается остановить своего сына, желающего защищать родину – это, в моем понимании, предатель.
— Я-то все это напишу, а если это прочитает кто-нибудь из солдатских матерей?
— Можете еще написать, что я – злобная, ядовитая скотина. Это действительно так. Мне абсолютно по барабану, что они прочитают! Я им в лицо это говорил и буду говорить в дальнейшем. Есть действительно такое понятие – родину защищать. И для бойцов 79-й аэромобильной бригады это не пустые слова. И для меня тоже это не пустые слова. В отличие от большинства жителей нашей страны, которые сидят у вас в Киеве в уютных кафешках и запускают фейерверки. Им наплевать, что буквально в 300–400 километрах гибнут пацаны. Я говорю это, как человек, который осознанно ездил в зону АТО, понимая, что может погибнуть в любую секунду.
— А если у матери забирают в армию единственного сына?
— Ну, и что?! Если единственный сын – тогда плевать на родину? Я спрашиваю вас, какова цена родины – один сын, два сына, три сына? Необходимо остановить всех сыновей, стремящихся идти ее защищать, чтобы Путин сидел на троне? У этих пацанов из 79-й бригады есть работа – защищать нашу страну. Если нужно для этого погибнуть – они гибнут. Моя же работа – возить им оборудование. Если нужно для этого приехать на передовую, чтобы потом выковыривать осколки снарядов из машины – то это мой путь, который я для себя выбрал. И для меня действительно «Україна понад усе». И я тоже единственный ребенок в семье, но меня ведь родители не останавливают.
— Вы бывали в зоне АТО. Вы можете рассказать, как в целом обеспечены наши части, принимающие участие в боевых действиях?
— Ну, я уже неделю не был в зоне АТО и мне сложно сказать, что там происходит в данный момент. Какие-то части обеспечены хорошо, какие-то хуже, какие-то совсем плохо. Я не понимаю, что можно требовать от государства, если оно ничего не может дать. И не понимаю, что мешает другим волонтерам обеспечить снабжение всех воинских частей.
— Государство старается обеспечивать армию. Но существует информация, что государственные деньги, поступающие на снабжение армии, разворовываются.
— Кем разворовывается? Кто это проверял? У того, кто такое говорит, разве есть доступ к счетам казначейства? Не хочу комментировать все домыслы «диванной сотни». Я их всегда презирал! Для меня люди, которые сидят на диване и ни хрена не делают, не заслуживают потраченного на них же времени. Когда они рекомендовали мне купить каску на е-Вау либо предлагали воплотить в жизнь какие-нибудь их потрясающие изобретения – я им сразу отвечал: «Оторви свою ср...ную ж..пу от дивана, иди и сделай сам». Я действительно недолюбливаю «диванную сотню» и ту подавляющую массу людей, которым абсолютно все равно, что гибнут пацаны. Они сильно переживают по этому поводу? Разве из аэропорта «Борисполь» перестали вылетать рейсы в Анталию? Люди продолжают летать в отпуск, несмотря ни на что. Зайдите в любой торгово-развлекательный центр и посмотрите, как люди отдыхают и развлекаются. Я, кстати, всегда так делаю, когда мне нужно набраться отрицательной энергетики.
— А что способно дать вам положительную энергетику?
— Только наша победа!
— И когда, по-вашему, мы победим?
— Не знаю. Правда, не знаю. Сепаратистов действительно стало меньше. Их поубивали, потому что это был необученный пьяный сброд. Наверное, плохо так говорить, но теперь меньше подонков будет ходить по нашей земле. Однако для скорой победы пока нет никаких предпосылок. Я тоже слышал прогнозы о том, что в течение августа–сентября нам что-то удастся сделать. Вот только никто не говорит о том, что именно нам удастся. Торжественно водрузить украинский флаг над каждым горсоветом? Ну, что же, возможно, это действительно у нас получится.