Председатель фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Юрий Луценко разработал законопроект «О национальной полиции». Кроме переименования милиции в полицию, он предполагает ряд новшеств. Например, глава МВД не сможет вмешиваться в работу полиции, которой будет руководить ее начальник, смена которого не будет зависеть от смены министра внутренних дел. Срок пребывания начальника полиции в должности должен составлять пять лет, а все руководители структурных подразделений будут назначаться на конкурсной основе. Эффективность работы полиции предлагается оценивать путем опросов общественного мнения. Такой критерий оценки деятельности полиции вызвал критику экспертов.
Законопроект «О национальной полиции» Юрия Луценко включает в себя как принципиально новые инициативы, так и ряд положений, содержащихся в действующем законе «О милиции». В национальную полицию, которая структурно будет находиться в МВД, войдут криминальная полиция, полиция общественной безопасности, дорожная полиция, полиция охраны и судебная полиция. Набирать в нее планируется только граждан Украины в возрасте от 18 до 35 лет.
Деятельность полиции будет направляться и координироваться министром внутренних дел. Глава МВД, будучи политической фигурой, не сможет вмешиваться в непосредственное руководство полицией, которое будет осуществлять ее начальник. Он будет назначаться и увольняться Кабинетом министров по представлению главы МВД. Максимальный же срок пребывания начальника полиции в должности должен составлять пять лет. У него, как и у начальников главных управлений полиции в регионах, может быть только три заместителя. Все руководящие должности в национальной полиции, как в центральных структурах, так и в областных, городских и районных подразделениях, должны заниматься согласно конкурсному отбору сроком на пять лет. Кандидаты на должности будут проверяться с помощью полиграфа. При этом любой сотрудник областных, городских и районных управлений национальной полиции, работающий в подразделениях общественной безопасности или дорожной полиции, может быть уволен в течение десяти дней в том случае, если недоверие ему выскажут не менее половины депутатов местных советов.
Коллегиальными органами, ответственными за проведение конкурсов на занимаемую должность, спецпроверок в отношении претендентов и проведение дисциплинарных расследований, будут полицейские комиссии. Они будут создаваться как при центральном аппарате, так и во всех управлениях полиции сроком на три года. В их состав будут входить по пять человек, в том числе и правозащитники. Например, в комиссию при центральном аппарате национальной полиции войдут представители Кабинета министров, главы МВД, начальника национальной полиции, Верховной рады и уполномоченного Рады по правам человека.
Функции, которые должна будет выполнять национальная полиция, во многом соответствуют тем, которые возлагаются на милицию и сейчас. Прежде всего, это борьба с преступностью и охрана общественного порядка. Законопроект предполагает оставить в полиции подразделения, которые уже неоднократно предполагалось изъять из структуры МВД: ГАИ, судебную милицию, службу охраны, а также разрешительные подразделения, ответственные, в частности, за выдачу населению разрешений на приобретение охотничьего и травматического оружия. Основными критериями оценки работы полиции станут «общественное мнение» относительно полноты и качества выполнения полицией своих задач, а также состояние преступности в конкретном районе, с учетом имеющихся статистических показателей ее работы.
Нашел отражение в законопроекте и опыт Майдана. Так, сотрудникам полиции будет запрещено наносить удары дубинками по голове, шее, ключице, животу, половым органам, вести прицельную стрельбу по участникам акций протеста, применять водометы при температуре ниже +10°С. Стрелять травматическими пулями можно будет только по ногам митингующих и с расстояния не менее 40 м.
«В случае, если законопроект будет принят, МВД наконец-то превратится в европейское гражданское министерство»,– считает господин Луценко. Во фракции БПП положительно восприняли его инициативу. «Политическое влияние на МВД должно быть устранено, начальник полиции не должен меняться со сменой министра»,– считает заместитель председателя парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николай Паламарчук (БПП), в начале 2000-х годов работавший в должности заместителя главы МВД. «Однако необходимо понимать, что без реформы следствия, без изменений действующего Уголовного процессуального кодекса, затрудняющего работу оперативных подразделений, ничего не выйдет»,– рассказал А' господин Паламарчук.
Вместе с тем ряд предложенных инициатив вызывают у экспертов вопросы. «Непонятно, как будет воплощаться такой критерий оценки работы полиции как «общественное мнение», профессионально проводить социологические опросы по каждому райотделу полиции просто невозможно, к тому же нужно опрашивать очень большое количество людей, и не факт, что их мнение действительно будет достоверно отражать сложившуюся в том или ином районе ситуацию. К тому же, это достаточно затратное мероприятие. Вопрос в том, кто его будет оплачивать,– рассказала А' директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.
«Предложенный законопроект очень несовершенен, он требует больших изменений в существующую законодательную базу, к тому же, недавно Кабинет министров уже принял стратегию реформирования МВД,– считает руководитель экспертного совета по реформированию МВД, правозащитник Евгений Захаров.– Лучше уже совместно разработать один хороший закон, чем вносить несколько и создавать конкуренцию».