В минувшую среду состоялось заседание временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады, расследующей обстоятельства перестрелки в Мукачево 11 июля. Депутаты заслушали отчеты представителей правоохранительных органов, к которым у народных избранников было немало вопросов. С 18 по 20 августа члены ВСК будут находиться в Закарпатской области для выяснения новых подробностей дела. По мнению члена ВСК народного депутата Михаила Папиева ("Оппозиционный блок"), не исключено, что версия о контрабанде сигарет была выдвинута специально для того, чтобы отвести внимание от более значительных фактов контрабанды.
О роли милиции
Расследование резонансных мукачевских событий продолжается. Напомним, по разным данным, в результате перестрелки в Мукачево с участием людей, близких к народному депутату Михаилу Ланьо, местных милиционеров, а также членов "Правого сектора", погибли 3 человека и 14 были ранены. По словам Михаила Папиева, есть много вопросов о роли органов МВД в этом деле: "Оказывается, начальник милиции Закарпатской области знал, что готовится встреча бойцов "Правого сектора" (ПС) и так называемой группы народного депутата Михаила Ланьо. Сотрудники спецподразделения облуправления МВД вели оперативную съемку. Решение об этом принимается на областном уровне. Группа находилась на месте событий с самого начала. По качеству съемки видно, что работали профессионалы. Милиционеры видели, что на встречу с людьми Ланьо "Правый сектор" приехал с тяжелым вооружением. При этом начальник Мукачевского горотдела милиции утверждает, что он был не в курсе готовящейся встречи. О происходящем у него под боком он якобы узнал от заместителя начальника горотдела СБУ. Звучит странно, учитывая присутствие оперативников на месте событий".
Член ВСК напоминает, что закон о милиции предписывает предотвращать преступления: "Здесь все наоборот. Знали, наблюдали, но ничего не сделали. Налицо халатная, а, может, даже преступная деятельность руководителей областной и городской милиции, которая привела к ранениям и смерти людей".
"Как вели себя правоохранительные органы после инцидента?", - задается вопросом депутат. Начальник областного управления милиции сообщил ВСК, что сразу же был введен в действие план "Перехват", причем только на городском уровне. При этом никаких документальных подтверждений о введении "Перехвата" нет. Как утверждает начальник областного главка, вскоре милиция получила команду об отмене "Перехвата", так как вводится план "Бумеранг", который подразумевает проведение антитеррористической операции. В таком случае руководство переходит к СБУ. Прокурор Закарпатской области подтвердил, что "Бумеранг" был действительно введен. Однако высшие чины МВД утверждают, что данный план не вводили — якобы руководство операцией перешло к следователям Генпрокуратуры, и уже они давали поручения милиции по розыску подозреваемых, сообщил Папиев.
О роли СБУ
Кстати, СБУ тоже знала о встрече бойцов "Правого сектора" с людьми Ланьо, отметил Михаил Папиев: "Согласно показаниям заместителя начальника Мукачевского отдела СБУ, представители спецслужб присутствовали на месте инцидента. Кроме того, коммуникатором между ПС и людьми Ланьо был, как оказалось, подполковник военной контрразведки СБУ. Именно он организовал эту встречу".
О том, как велась сама боевая операция, можно судить по следующему факту. На пути бойцов ПС с гор поставили блокпост. Он оказался на открытой местности, причем справа находилась бензоколонка, а слева — газовая заправка. А еще неподалеку — жилые постройки. Люди стояли, как мишени в тире. Это — заранее проигрышная позиция. Никто не мог сказать членам комиссии, было ли зафиксировано месторасположение этого блокпоста в операции. Мое мнение разделяет также коллега по парламенту, боевой офицер Андрей Тетерук. Что вышло в итоге? Когда ПС спустился с горы для переговоров, кто-то дал команду спецназу подъехать ближе. Бойцы стали выходить из автобуса. По нему тут же ударили из подствольного гранатомета. И началось месиво. То, что не было летальных исходов, — наше счастье. "Кто-то должен ответить за вопиющий непрофессионализм — за то, что людей выставили, по сути, на убой", - возмущается Папиев.
Версия происхождения конфликта в Мукачево — общеизвестна. Точнее, есть та, что явно навязывается обществу. Причиной якобы стало столкновение интересов народных депутатов Михаила Ланьо и Виктора Балоги из-за контрабанды сигарет. Мол, последний привлек "Правый сектор", который начал в Мукачево маленькую "войну". Однако, на мой взгляд, все выглядит абсолютно иначе. Конкретных юридических фактов ни против Ланьо, ни против Балоги нет. Не исключаю, что у этого конфликта есть некий режиссер значительно выше по рангу, чем названные нардепы. Именно он решил столкнуть лбами Ланьо и Балогу, подставить "Правый сектор", дать обществу ложную цель. А самому взять под контроль границу на Закарпатье. "В таком случае разговоры о контрабанде сигарет — лишь для отвода глаз", - предположил Папиев.
Что дает почву для размышлений.
В румынских СМИ 30 июля появилась информация о том, что в трансильванской Быстрице была задержана фура, которая прошла через пункт пропуска "Порубное" в Черновицкой области и пункт пропуска "Сирет" на румынской стороне. Она двигалась через Трансильванию в Венгрию. Там было обнаружено 330 килограмма героина на сумму 40 миллионов евро. А ведь самый короткий путь из Украины в Венгрию — через Закарпатье. Но сейчас там шумно из-за понаехавших комиссий. В такой обстановке рискованно пускать героин по кратчайшему маршруту. Создается впечатление, что нам сознательно впихивают теорию о контрабанде сигарет, чтобы прикрыть основную часть контрабанды — наркотрафик.
Румынская пресса говорит, что это не было контрольным перемещением, когда согласно межгосударственным договорам производится контрольное перемещение наркотиков, а спецслужбы сопровождают партию до пункта назначения. Однако эти наркотики были выявлены на таможне, а не у конечного получателя. "Получается, это сугубо украинский наркотрафик, факты о котором умалчиваются. До середины сентября у временной следственной комиссии есть возможность окончательно разобраться в этом вопросе", - заключил народный депутат.