После начала военных действий на Донбассе почти 70% промышленности и пятая часть предприятий аграрного бизнеса Луганской области находятся под оккупацией. Оставшиеся предприятия оказались на грани выживания, лишившись сбыта на основном для них российском рынке. Разрушенные дороги и железнодорожные пути усложнили проезд в другие области Украины, а территории заминированы. О том, как вернуть к жизни пораженный войной регион, рассказал глава Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука.
Об инфраструктуре
Из-за разрушенных дорог в Луганской области граждане вынуждены искать объездные пути, которые порой на десятки километров длиннее, чем довоенные маршруты. Кроме того, часть области, которая прилегает к линии разграничения, и территория, которая расположена возле границы с Россией, по сути, логистически отрезана от "большой" Украины. Это значительно усложняет для предприятий доставку продукции и сырья на переработку.
Облегчить работу бизнесу должна новая железнодорожная ветка протяженностью
О разминировании
Параллельно ведется работа по разминированию территории. Сейчас к этому процессу уже привлечены иностранные специалисты: "Нужно быть реалистами. Я общался с израильтянами и датчанами. У Израиля многолетний опыт, а датчане работали в бывшей Югославии, решая эти проблемы. По их опыту, на разминирование нам всем понадобится 10 лет". Несмотря на постоянную разъяснительную работу со стороны властей, граждане часто игнорируют предостережения о минах: "За последнее время стало меньше печальных случаев подрыва гражданского населения. Но все равно два-три случая в месяц происходит". Особенно опасны в этом плане лесополосы и грунтовые дороги.
О коррупции на местах
Ревизия расходов на восстановление разрушенных объектов и инфраструктуры показала множество злоупотреблений на местах. В частности, под один и тот же проект нередко предоставлялись и средства из госбюджета, и деньги международных доноров: "Были ситуации, когда на восстановление какого-нибудь социального объекта местная власть получала строительные материалы от доноров, а от нас получали деньги. В итоге перед нами отчитывались теми материалами, которые предоставляли доноры, а деньги запускались на "обнал". Сейчас такими случаями занимается СБУ".
Во избежание подобных ситуаций областные власти тщательно координируют работу с международными организациями, в том числе относительно целесообразности инвестиций в тот или иной объект: "Есть разные точки зрения. Стоит ли сейчас направлять 15 млн грн для наведения порядка на кладбищах. У меня есть сомнения, что именно это сейчас целесообразно. Или, например, нужно ли обустройство краеведческого музея в "красной зоне", где продолжаются обстрелы".
О поддержке бизнеса
В Луганской области работают почти 500 предприятий, общий объем реализованной продукции которых в прошлом году составил 24,8 млрд грн. Но многие предприятия оказались на грани выживания, после того как основной для них рынок – российский оказался закрытым: "Предприятиям области нужна помощь с поиском альтернативных рынков. У многих предприятий нет опыта работы с иностранцами, нет опыта поиска партнеров за рубежом".
Чтобы хоть как-то поддержать бизнес в регионе, областные власти инициировали программу поддержки малого предпринимательства: "Мы будем предоставлять финансовую помощь малым предприятиям за счет собственных бюджетных средств. Общая сумма ожидается приблизительно 20 млн грн". Кроме того, областные власти намерены просить правительство и парламент предоставить налоговые преференции для бизнеса, работающего на Донбассе. Среди прочего, речь идет об освобождении от уплаты НДС при ввозе производственного оборудования.